Александр Ванигасурия (phalaris) wrote,
Александр Ванигасурия
phalaris

Categories:

Хель

Ло́ки (Loki) - бог трикстер скандинавской мифологии. Сын ётуна Фарбаути (Farbauti - жестоко разящий) (бога грома и отца огня) и Лаувейи (Laufey - lauf - лист, листва, ey - остров). Считается происходящим из ётунов, однако, за его необыкновенный ум и хитрость, асы пригласили его жить в Асгарде вместе с ними.

До того, как великаны начали войну с асами, Локи прожил три года в Железном лесу (Járnviðr - Ярнвид), расположенным в Ётунхейме на границе с Мидгардом, у великанши Ангрбоды (Angrboða - та, что приносит страдания). Её описывают, как красивую и грозную женщину, с волосами цвета запекшейся крови и мускулистым телосложением, воительницу-вождя, ведьму, способную к оборотничеству, принимающую облик волка.
За время брака с Локи она родила ему троих детей - девочку Хель, змея Ёрмунганда и волчонка Фенрира - все они являются хтоническими существами. Верховный бог Один понял, что дети Локи принесут с собой зло и разрушения миру, приказал всем асам во главе с Тором доставить их из Железного леса в Асгард, чтобы самому решить их судьбу. Хотя, возможно, всё могло бы сложиться и иначе, не забери их Один, извечная проблема сбывающегося предсказания.

Хель (Hel - прослеживается к протоиндоевропейскому kel - скрывать, покрывать, накрывать, закупоривать), также Хела - богиня управительница мира мёртвых скандинавской мифологии.

Была немногословной, хмурой, темноволосой, сутулой девочкой. Как-то раз, едва научившись ходить, Хель приняла облик разлагающегося трупа, что было знаком о её предназначении.
Когда детей Локи, наконец, привели в Асгард, Хель уже повзрослела, и Один отдал ей во владение мир мёртвых.

Ипостаси

- исполинского роста, крупнее большинства великанов
- красивая дева, с очень бледной кожей и голубыми глазами, сопутствующими ей запахом тлена и холодом
- женщина с длинными светлыми волосами, тело которой медленно проходит все стадии от живой плоти до разлагающегося трупа и скелета - затем обратно, снова и снова
- с телом, разделенном на две части - наполовину как прекрасная молодая женщина, наполовину как разлагающийся труп или скелет (чаще граница проходит сверху вниз вдоль середины тела, иногда по поясу с живой верхней половиной), иногда половина тела чёрно-синяя, а другая красная (цвета мяса) или мертвенно-бледная (поэтому иногда она зовется сине-белой Хель). При встрече, живым подает в знак благосклонности свою руку скелета, а мертвым – теплую руку живой девушки.

Функции

- богиня смерти, повелительница мира мёртвых. Хель стало именем нарицательным, которое в разных словоформах означает что-либо связанное с смертью, опасностями и болезнями. Встречаются фигуральные выражения наподобие «уйти к Хель» в значении «умереть», также слово hel у скандинавов использовалось для обозначения смерти и могилы. От имени Хель произошли, например, hallow - святой (то есть чтимый усопший предок), hallows - святые мощи, Helloween (all-hallows-even - «вечер всех святых/предков») - праздник мёртвых, Hell - ад.
- принимает мёртвых, даёт убежище и успокоение, заботится и оберегает их, как мать своих детей
- не терпит занимающихся некромантией

- демонстрирует смерть живым, её неизбежность, заставляет принять её во всей неприкрытой ясности, не страшиться естественного хода жизни
- не терпит отрицающих смерть

- наделена бескомпромиссным и жёстким характером
- разрушает иллюзии, снимает с души наносное и лишнее, дает человеку взглянуть на себя настоящего, истинное положение вещей яснее очерчивается в соприкосновении со смертью
- знает пути к благу, зачастую через кризис и страдание, может помочь найти выход в сложных обстоятельствах
- спрашивая её совета, следует быть готовым выполнить любую её волю, ведь это совет самой смерти - ослушавшегося воли Хель ждет наказание, и это не её прихоть, ведь итог всё равно будет таким, как предсказала богиня
- не терпит бессмысленных страданий
- в дар любит засушенные цветы и кровь

Хельхейм (Helheim - Владения Хель), Хельгард (Земля Хель), Хель (по имени хозяйки) — один из девяти миров скандинавской мифологии - мир мёртвых. Туда попадают и пребывают в дальнейшем все умершие, кроме воинов, которых валькирии забрали к Одину в Вальхаллу или к Фрейе в Сессрумнир. Живые, даже боги, не могут попасть в Хельхейм. Мёртвые, даже боги, не могут вернуться из Хельхейма. Хермод - единственный, кто отправился в Хельхейм и вернулся обратно.
Существовала традиция обувать умерших в очень прочную обувь, которую называли «башмаками Хель», чтобы покойные не испытывали страданий во время трудного и долгого пути в Хельхейм.

Хельхейм - самый большой из девяти миров, раньше назывался Ёрмунгундом и был холодным, темным, туманным местом. После рождения и вступления Хель в свои владения, она всё преобразила - открыла сырые подземелья черным небесам, ковром трав укрыла скалы, холмы и курганы, возвела для себя чертог Эльвиднир - половина его роскошный и величественный дворец, а вторая половина – древние темные и холодные руины. После этого Хель принесла клятву - сколько бы мертвых ни собралось под ее властью, она найдет способ прокормить их всех, пусть и не слишком обильно. В Хельхейме мёртвым обеспечен покой и избавление от страданий.

А на кладбище так спокойненько
Ни врагов, ни друзей не видать
Все культурненько, все пристойненько
Исключительная благодать.
[Владимир Высоцкий "На кладбище"]



Хельхейм окружён непреодолимой рекой Гьёлль (Gjöll) - одной из рек Эливагар (Élivágar - воды хаоса, бурные воды), нет рек холоднее их, двенадцати потоков, берущих своё начало в источнике Хвергельмир (Hvergelmir - кипящий котёл), бьющем в Нифльхейме. Она протекает через Гиннунгагап, и оттуда в земной мир. Подобна античной реке Стикс.
Через реку, между Хельхеймом и Нифльхеймом, перекинут тонкий золотой мост Гьялларбру (Gjallarbrú) - он громко звенит, если кто-то живой идёт по нему, но остаётся тихим, когда идёт мёртвый. Обычно души умерших переправляются через мост верхом или в повозке, которая для этого сжигалась на погребальном костре.
Мост и врата Хельгринд охраняет великанша Модгуд (Móðguðr) - верная Хель, подобна Хеймдаллю в Асгарде, она и страж, и проводник. Ей помогает пёс Гарм (Garmr) - четырёхглазый, крупнейший из псов, хтоническое существо, также рожденный великаншей Ангрбодой. Он другая ипостась волка Фенрира, прикованного к скале в покрытой кровью подземной пещере Гнипа (Гнипахеллир - Gnipahellir). Гарм подобен античному псу Церберу (Керберу), их имена, возможно, родственны. Вой Гарма будет одним из признаков наступления дня Рагнарёка, во время которого и Гарм вырвется на свободу, в битве загрызёт бога Тюра, но сам тоже погибнет.

Гибель Бальдра и путешествие Хемрода в Хельхейм

Бальдр (Baldr) Прекрасный - младший сын Одина и Фригг, самый красивый и добрый из асов, бог весны и света, погибающий и возрождающийся - из-за козней Локи был убит стрелой из омелы собственным братом Хёдом, слепым богом судьбы, и попал во владения Хель. Фригг, не в силах примириться со смертью Бальдра, вопрошает, кто из асов настолько храбр, что не побоится пройти Дорогой Хель и попытается вызволить Бальдра из мира мертвых. Вызвался Хермод (храбрый, мужественный) - старший сын Одина и Фригг, посланник и глашатай асов - проворный, среди богов быстрее нет его, никто не мог с ним в скорости сравниться ни в Асгарде небесном, ни на земле. Один дал ему своего скакуна, Слейпнира, и отправил в путь.
Хермод скакал девять дней и ночей не отдыхая, он двигался по «темным долинам, в которых ничего не было видно», сквозь подземные ходы и пещеры Свартальфахейма. У золотого моста Гьялларбру через реку Гьёлль его остановила великанша Модгуд и спросила, кто он такой и зачем хочет попасть в Хельхейм. Модгуд отметила, что днем ранее по мосту прошли «пять полчищ мертвецов», мост под одним Хермодом грохотал также, как под ними. Храбрый ас ответил, что он прибыл из Асгарда, чтобы попытаться вызволить своего брата из мира мертвых. Модгуд сказала, что видела Бальдра, и согласилась пропустить аса, сказав, что путь в Хельхейм лежит вниз и на север от моста. Хермод отправился дальше, через Железный лес и оказался в Хельхейме. Вскоре дорогу ему преградила железная решетка, закрывавшая вход в палаты Хель. Ас спешился, затянул подпруги Слейпнира, вновь сел на коня и попросту перескочил через ворота.
Хермод заночевал в палатах Хель и лишь наутро отправился к повелительнице мертвых. Он попросил её отпустить сына Одина, ибо столь любим он был всеми живущими, что «великий плач разнесся по всей земле» после его гибели, даже инеистые великаны пришли проститься с ним. Но Хель решила, что должно проверить, все ли так уж любили Бальдра. Она сказала Хермоду возвращаться обратно, и если хоть одно существо, живое иль мертвое, не будет проливать слез, тогда Бальдр останется у неё навеки.
Перед отъездом из мира мертвых Хермод все же повидался с Бальдром. Тот дал брату волшебное кольцо Драупнир, которое Один вложил в ладонь сына на погребальной ладье. Кольцо должно было послужить доказательством того, что Хермод действительно побывал в Хельхейме и виделся с братом. Также Хермод повидался с женой Бальдра, Нанной, которая передала для Фригг плат и множество других даров. Фулла, которая также находилась в Хельхейме, отдала Хермоду свой перстень, чтобы тот передал его супруге Одина.
Когда Хермод вернулся в Асгард и поведал богам о своем путешествии, каждое живое и неживое существо в мире проливало слезы по Бальдру, кроме великанши Токк (благодарность), которой обернулся Локи. Так поездка бога Хермода в Хельхейм не принесла результата, а Бальдр остался в мире мертвых.
Со смертью Бальдра в Асгард пришёл раздор, был убит его брат Хёд, жестоко наказан Локи. В мире последовали кровавые распри родичей, братоубийственная война и моральный хаос. После Фимбулвинтер (великанская зима) - трёх очень холодных зим, между которыми не будет лета - следует ожидать дня Рагнарёка - после него, когда из моря поднимется новая зелёная земля, Бальдр возродится.

Хель - одна из противниц асов в день Рагнарёка. В последней битве она поведёт войско мертвецов на штурм Асгарда.

Рагнарёк (Ragnarök, Ragnarøkr - рок богов, ragna — род.падеж от regin — владыки, великие; røk — рок, судьба) — гибель богов и всего мира, в исходе последней битвы между богами и хтоническими существами.

Эйнхе́рии (Einherjar) — лучшие из воинов, павшие на боле боя храброй смертью, в момент смерти не выпустившие из рук оружие, и сопровожденные валькириями для пребывания в Вальхалле.
Каждое утро их будит петух Гуллинкамби, и они направляются на Идаволл, громадное поле в сердце Асгарда, дабы биться друг против друга. На закате, когда они все порублены на части, их чудесным образом исцеляют, и они направляются назад в Вальхаллу, где Андримнир, повар богов, уже приготовил им наивкуснейшие блюда из мяса вепря Серимнира, который каждый день возрождается, и мёд, надоенный с козы Хейрун, питающейся исключительно листьями Иггдрасиля, Дерева Жизни. После пира эйнхерии идут спать. И при всём при этом - они никогда не испытывают похмелья и усталости. В день Рагнарёка на битву из 540 дверей Вальхаллы выйдет по 800 эйнхериев.

В день Рагнарёка освободится от своих пут Фенрир. Его сыновья, огромные волки, варги (vargr - волк) Сколль (Skøll - предатель) и Хати (Hati - ненавистник), преследующие небесных ётунов сестру и брата Соль (Sól - солнце) и Мани (Máni - месяц), изредка приближающиеся к ним и этим вызывающие затмения, наконец догонят их и проглотят. Обвививший Мидгард, лежащий на дне морском, мировой змей Ёрмунганд всплывет из глубин, и море выйдет из берегов.
Из Хельхейма на корабле из ногтей мертвецов Нагльфар (Naglfar) выведет войско мертвецов Хель. Из Ётунхейма выступит войско инеистых великанов, предводимое Гимиром или Локи. Из Муспельхейма войско огненных великанов двинется на север «подобно южному ветру», проскачет через Мюрквид (Myrkviðr - мрачный, тёмный лес), разделяющий Муспелльхейм и Мидгард, и далее к Асгарду по радужному мосту Биврёсту (Bifrǫst — трясущаяся дорога), который при этом разрушится.

Против них выступят все асы во главе с Одином и все эйнхерии, которых призовёт страж богов Хеймдалль, трубя в Гьяллархорн (громкий рог).
Перед битвой Один отправится к Мимиру, хозяину источника мудрости, испрашивая у него совета.

Битва произойдет на равнине Вигридр. Óдин сразится в битве с волком Фенриром и будет им убит, но сын Одина Видар тут же разорвёт пасть волка или пронзит его мечом. Тор будет биться со змеем Ёрмунгандом и убьёт его, но и сам падёт от его яда. Бог Фрейр сразится с Суртом и, отдав свой меч слуге Скирниру, погибнет; Хеймдалль — с Локи; Тюр — с псом Гармом. Видя, что ни зло, ни добро не могут победить, огненный великан Сурт своим пылающим мечом срубит мировое дерево Иггдрасиль, соберёт всю убийственную мощь подвластного ему огня и обрушит её на землю, закончив таким образом битву Тьмы и Света.

Но за гибелью мира последует его возрождение: выживут и поселятся на месте, где раньше была долина Идаволл (в центре Асгарда) сыновья Одина - Видар и Вали, и сыновья Тора — Магни и Моди, которые унаследуют молот Мьёльнир. Возвратятся из царства мёртвых и примирятся между собой Бальдр и его невольный убийца - слепой бог Хёд. Выживут, укрывшись в роще Ходдмимир, два человека — Лив и Ливтрасир, которые вновь дадут начало новому человеческому роду.

Tags: мифы
Subscribe

Posts from This Journal “мифы” Tag

  • Гранёный стакан ежедневого ношения

    Гранёный стакан - один из первоочередных предметов в обиходе горожанина. Его следует всегда носить с собой. Даже, и тем более, если вы собрались…

  • Скади

    Турсы (þursar) - великаны скандинавской мифологии. Появились ещё до асов и людей. Олицетворение стихийных природных сил. Высоким ростом обладали…

  • Фрейя

    Асы (aesir) - основная группа богов скандинавской мифологии, живут в Асгарде (Ásgarðr — огражденная земля асов). Ваны (vanir) - в сравнении с…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments