Александр Ванигасурия (phalaris) wrote,
Александр Ванигасурия
phalaris

Category:

Фрейя

Асы (aesir) - основная группа богов скандинавской мифологии, живут в Асгарде (Ásgarðr — огражденная земля асов).

Ваны (vanir) - в сравнении с асами, более древние, многогранные и разноплановые боги, живут в Ванахейме (Vanaheimr - страна ванов). Покровительствуют природе и плодородию. Хранители священного меда, который воплощает в себе изначальную мудрость, космический принцип осознания жизни.

На заре мироздания царил золотой век - эпоха покоя и благоденствия. Золото для богов большой ценности не имело, им они отделывали жилища, из него изготовляли волшебное оружие и всю домашнюю утварь. Норны, вещие девы, определявшие судьбы людей, поселились у корня Иггдрасиля в Мидгарде (Midgard - срединная огражденная земля, мир людей), у источника Урд, они были добры и давали людям счастливые судьбы.

Но вот в Асгард явились три великанши из Ётунхейма (Jötunheimr - страна ётунов), от которых боги научились ценить золото, и блаженная невинность первых дней покинула их. Позднее три великанши были изгнаны из Асгарда, страсть к золоту была обуздана, боги выстроили свой город и укрепили его. Но никогда больше асы не чувствовали себя такими счастливыми, как до появления великанш.

Гулльвейг (Gullveig - сила, власть золота), воплощение алчности, вероятно, была одной из тех трех, что нарушили первоначальное счастье богов. Ваны отправили ее в Мидгард, где своими чарами она смутила души и разум людей - и те захотели роскоши, богатств, власти, почитания, начались распри и войны. Когда Гулльвейг явилась в Асгард, Один с помощью магии обнаружил колдунью и убил её. Чтобы Гулльвейг не воскресла, асы сожгли ее тело и развеяли пепел по ветру, но вскоре она вновь появилась в Асгарде, приняв другой облик и другое имя. Вновь убили и сожгли ее боги, вновь возродилась колдунья. Когда же и в третий раз не удалось ее уничтожить, понял Один, что не убить ему ведьму, не победив тех, кто дал ей жизнь.

Возжелав славы и богатств ванов, в т.ч. золота и священного меда, формально в ответ за нанесенную ванами обиду, асы развязали первую войну, положившую конец золотому веку. Длительная изнуряющая война закончилась миром, обменом заложниками (асы взяли ванов Ньёрда и его детей Фрейра и Фрейю, а ваны - асов Хёнира и Мимира) и объединением (при заключении мира в обрядовом смешении в чаше слюны асов и ванов возник Квасир - бог мудрости, с использованием его крови потом был изготовлен мёд поэзии).
Гулльвейг была изгнана из Асгарда. Позднее, Один, Локи и Хёнир, пытаясь купить себе свободу ценой золота у колдуна Хрейдмара, навлекли на себя проклятие гнома Андвари - это освободило Гулльвейг и позволило ей вернуться в Асгард.

Фрейя - родилась в Ванахейме (мире богов природы), стала жить в Асгарде (мире богов духовного плана). Когда она прибыла в Асгард, асы были так очарованы ее красотой и грацией, что даровали земельный надел Фолькванг (Fólkvangr — поле людей, народное поле) с большим чертогом Сессрумнир (Sessrúmnir - многоскамейный), где она смогла бы принять множество гостей. В Асгарде Фрейя первая после Фригг, жены Одина.

Фрейя - дочь Ньёрда (Njörðr), бога плодородия, ветра и морской стихии (покровительствует мореплаванию, рыболовству, охоте на морских животных), ставшего приёмным сыном Одину - и Нертус, его сестры, либо же, что маловероятно, Скади, дочери великана Тьяццы.
Приходится сестрой близнецом Фрейру (Freyr - господин), богу лета, урожая, богатства и мира, с которым, по некоторым версиям, могла вступать в любовную связь.
Жена смертного мужчины Ода (Óðr), который мог являться ипостасью Одина. Мать дочерей - девушек настолько прекрасных, что все красивые и драгоценные вещи называли их именами - Хнос (Hnoss - драгоценный камень) и Герсими (Gersemi - сокровище).

Фрейя (Freyja - госпожа, хозяйка) знакома под разными именами - Ванадис (Vanadís - дитя Ванов), Вальфрейя (Valfreyja - госпожа павших), Гефна (Gefn - подательница), Хёрн (Hörn - лён, кудель), Мардёлл (Mardöll - волнитель/осветитель моря), Сюр (Sýr - кабан).

Атрибуты

* плащ из соколиных перьев
* колесница, запряженная 2 белыми/серыми кошками/рысями Бигуль (золото пчел - мед) и Трьегуль (золото дерева - янтарь)
* кабан Хильдисвини
* ожерелье Брисингамен

Олицетворяет

* красота, грация, женственность
Златоволосая и голубоглазая богиня, равных ей по красоте не было и нет во всех мирах ни среди богов, ни среди людей.

* любовь, удовольствие, чувственность, ласка, нежность, сочувствие
Красота Фрейи покорила множество поклонников и среди богов, и среди великанов, и среди людей.
Благосклонно относится к молитвам влюбленных, они часто обращались к ней. Также существовал обычай сочинять в ее честь любовные песни, исполнявшиеся на всех праздниках, что позднее, трансформировавшись, проявилось в традиции менестрелей. Имя самой Фрейи использовалось в Германии как глагол со значением "ухаживать, свататься".
Фрейе посвящали один день недели - пятницу (нем. Freitag, англ. Friday) - он считался счастливым днем, наиболее благоприятным для заключения мира, для всех дел любви и брака.
Ее сердце так мягко и нежно, что сочувствует страданию каждого.

* страсть творческой активности, вдохновение

* жизнь, сексуальность, фертильность, плодородие, роды, жатва
Подательница жизни. Связанное с Фрейей животное – супоросая свинья, символ плодородия. К ее компетенции относится также рост и созревание посевов - прежде всего, льна.

* смерть, война, кровавая жатва
Подательница смерти. Фрейя (Вальфрейя - госпожа павших), поделившись своей мудростью, в обмен получила у Одина (Вальфёдр - отец павших) право забирать в свой чертог до половины погибших в бою доблестных воинов, при этом выбирая их первой. Другая половина воинов отправляется к самому Одину в чертог Вальхаллу (Valhöll - дворец павших).
Отчасти может предопределять судьбу воинов в битве. Во главе валькирий отправляется на поля сражений на белом крылатом коне - ее часто изображают в кольчуге, шлеме, со щитом и копьем в руках, в то время как нижняя часть тела покрыта обычным женским одеянием.
В Сессрумнире царят радость и удовольствия, никто не может войти в него, покуда двери не откроет сама Фрейя. Туда также могли принять девушек и жен, чтобы те насладились компанией своих павших возлюбленных и мужей. Фрейя и сама могла выбрать наиболее привлекательного мужчину и провести с ним ночь.

* магия
Ваны изначально владеют сейдом (seiðr) - магией, вероятно, использующей измененные, в том числе неконтролируемые, состояния сознания, а также включающей оборотнические возможности. Им занимаются в основном женщины (сейдконы - seiðkona), мужчины же, за редким исключением (сейдмады - seiðmað), прибегать к нему остерегались, это считалось недостойным мужчины занятием. Наглядные черты сейда - высокое сидение, или платформа, на которой находится практикующий, использование особых речитативных песен для вызывания транса или обеспечения помощи со стороны духов, связанность с сексуальной неприличностью. Также они владеют спа (spa) - искусством видеть невидимое для других, а также предсказывать то, что должно произойти. Предвидящие обычно были высоко уважаемы и ценимы обществом, люди же, практикующие сейд, всегда маргинальны.
Вёльва (völva) – более общее слово, нежели предсказательница (spakona) или практикующая сейд (seiðkona), использующееся без различения для обоих видов женской магии, а также, возможно, использовавшееся и для женщин, практикующих гальд (galdr - кричать), словесную магию, вероятно, представлявшую из себя громкое и резкое пение особым образом составленных заклинаний (драпа — хвалебная песнь, нид — хулительная песнь, мансег — приворотная песнь), которое обычно подкреплялось их вырезанием рунами.
Фрейя, как и другие ваны, владеет сейдом - чему она обучила асов и непосредственно Одина.
Способна в том числе к превращениям и оборотничеству. Используя плащ из соколиных перьев, может летать. Она покровительница вёльв, которые в древности носили в её честь рукавицы из кошачьего меха.
Возможно, Фрейя тождественна Гулльвейг и Хейд, вёльве, с которой совещается Один. Трехкратное пронзание копьями, сожжение и возрождение Гулльвейг - это инициация Фрейи, аналогичная повешению Одина на девять дней на дереве, с последующим пронзанием себя копьем - после этого Гулльвейг стала Хейд, знающей сейд.

* природа
Фрейя управляет погодой и облаками. Ей подчиняется и вода, а также водяные существа.
Пролетая над землей, Фрейя разбрызгивает утреннюю росу и летний солнечный свет, из ее золотистых кудрей сыпятся весенние цветы. Самые красивые растения и цветы, произрастающие в Северной Европе, называли волосами Фрейи или ее слезами, бабочку же называли курицей Фрейи, божья коровка в английском языке называется в её честь "lady-bird".
Богиня очень привязана к феям и любит наблюдать за тем, как они танцуют при свете луны, для них она оставляет самые ароматные цветы и сладкий нектар.

* золото, ценности
Когда Фрейя была покинута мужем, в печали много плакала, ее слезы падали на скалы, просачивались до середины камней и превращались в золото, слезы, попавшие в море, стали янтарем.
Её дети - сокровища. Вероятно, она вдохновила гномов на создание ожерелья Брисингамен.

* свободная, независимая, своенравная
Не склонна идти на поводу у других богов, самостоятельно принимает решения, в том числе касающиеся выбора мужа или любовника.

* путешествия, духовные поиски
Фрейя часто путешествует между мирами - то на своем кабане, то на колеснице, запряженной двумя кошками, но еще чаще летает в плаще из соколиных перьев.

Таким образом, Фрейя, в первую очередь, богиня жизни и смерти, любви и войны. По своим функциям она противостоит и, в то же время, на равных дополняет Одина. Оба они – шаманы, оба путешествуют между мирами в обличье животных, оба получают равную долю воинов, павших в сражениях.
Фрейю называли "дисой ванов". Дисы (disir) - божественные девы, помощницы при родах, имевшие отношение к культам плодородия. Также к дисам относят норн, определяющих судьбу, и валькирий, определяющих победу или поражение, жизнь или смерть воина.

Хильдисвини (Hildisvíni - боевой кабан) - Фрейя превратила своего почитателя/любовника Оттара (Óttar), потомка Сигурда, в кабана с золотой щетинкой. Держала его у себя в Асгарде в качестве помощника и ездового животного. Со своей стороны, помогла выяснить тому родословную у вёльвы Хюндлы. Возможно, Оттар - один из способов написания имени Ода.
Кабан - символ ванов, ярости боя, блота (blót - обряд жертвоприношения, как правило, включающий в себя ритуальное вкушение мяса и хмельного мёда).

Брисингамен (Brísingamen - ожерелье/пояс Брисингов, сверкающее, искра) - золотое/янтарное ожерелье/пояс, носящего его делает прекрасным/облегчает роды, символ природных циклов. Изготовлено гномами (двергами) - четырьмя братьями Брисингами (Brisings) (олицетворяющими 4 стихии), которых звали Альфригг, Берлинг, Двалин и Грер (Alfrigg, Berling, Dvalin, Grer), возможно, вдохновленными на это Фрейей.

Когда закончился золотой век, Фрейя, подобно многим ослепленная блеском золота, принесенным великаншами и позднее Локи, возжелала получить себе прекрасное золотое украшение. Оду, своему супругу, она не поверяла этих дум, потому что Од более всех других обитателей Асгарда сожалел о днях блаженной невинности, когда золото не имело ценности. Так что однажды Фрейя втайне отправилась на поиски.
Для этого ей пришлось спуститься в пещеры Свартальфахейма (Svartálfheimr — дом чёрных альвов) к гномам - и те, возжелав Фрейю, по одной версии, указали на вершину горы, где был трон изгнанных из Асгарда, одаривающих золотом великанш, по другой версии, сами подарили ей изготовленное ими ожерелье - так или иначе, лишь после того как Фрейя провела с ними ночь, а то и по ночи с каждым гномом.
Когда Фрейя, наконец, получила ожерелье, лишь одно омрачило ее радость - вернувшись в Асгард она обнаружила, что за время отсутствия пропал ее муж Од.

Локи, проследивший за Фрейей, позже упрекает, что она заплатила гномам за Брисингамен своей любовью, и рассказывает о произошедшем Одину, чьей любовницей в тот период была Фрейя. Разозлившийся Один потребовал от Локи украсть ожерелье. Позднее оно вернулось обратно к Фрейе. Либо его вернул Один, в обмен за помощь в развязывании войны между Хогни, королём Норвегии, и Хедином Хьяррандасоном, из-за дочери Хогни по имени Хильд. Либо же Локи, убегавшего с ожерельем, увидел Хеймдалль, страж Биврёста (радужного моста между миром людей и миром асов), и, настигнув, в битве со множеством превращений, принудил вернуть Брисингамен Фрейе.

Наступило утро. Проснулась Белоснежка, увидела семь гномов и испугалась. Но были они с ней ласковы и спросили:
— Как тебя зовут?
— Зовут меня Белоснежка, — ответила она.
— Как ты попала в нашу избушку?
И рассказала она им о том, что мачеха хотела ее убить, но егерь сжалился над ней, и что бежала она целый день, пока, наконец, не нашла их избушку. Гномы спросили:
— Хочешь вести наше хозяйство, стряпать, постели взбивать, стирать, шить и вязать, все содержать в чистоте да порядке, — если согласна на это, можешь у нас остаться, и всего у тебя будет вдосталь.
— Хорошо, — сказала Белоснежка, — с большой охотой.

[Братья Гримм "Белоснежка"]


Лишь спустя четыре года я получил известие от Аридеи. Она выследила девку, та жила в Махакаме с семью гномами зараз, которых убедила, что гораздо выгоднее обирать купцов на дорогах, чем зарабатывать антракоз в шахтах.

[Анджей Сапковский "Меньшее зло"]



Фрейя и Од

Фрейя (символ земли), несмотря на свои увлечения, горячо любила своего мужа Ода (символ летнего солнца). Од также олицетворяет страсть и опьяняющее удовольствие, приносимое любовью, и пока он нежился рядом с Фрейей, она улыбалась и была счастлива.
Но Од по натуре скиталец, потому, истосковавшись без путешествий, пресытившись компанией жены, отставил дом и отправился странствовать по свету. С другой стороны, причиной могла послужить его разочарованность долгим отсутствием Фрейи, её увлечением золотом, а также эпизодом с гномами.

Нагоревавшись, устав от положения покинутой жены и желая заключить своего возлюбленного в объятия, Фрейя, в конце концов, отправилась на его поиски. Она облетела все девять миров, где её узнали под разными именами. Всем, кого встречала, она задавала один и тот же вопрос: не проходил ли ее муж этой дорогой?

Далеко, на солнечном юге, под цветущим миртовым деревом, Фрейя, наконец, нашла Ода. В память об этом, миртовый венок - символ тишины, мира и наслаждения, славы и благодеяний - был любимым свадебным украшением. Согласно арабским представлениям, мирт украшал райские сады. Также он был атрибутом Афродиты и Венеры. В эпоху Ренессанса вечнозелёный мирт стал символизировать вечную любовь, в особенности супружескую верность.
Когда возлюбленный вернулся к Фрейе, она снова стала счастливой. Взявшись за руки, Од и Фрейя пошли домой, и в свете счастья, которое они излучали, трава становилась зеленой, расцветали цветы, пели птицы, вся природа радовалась за Фрейю, как переживала раньше, когда богиня была в печали.
Tags: мифы
Subscribe

Posts from This Journal “мифы” Tag

  • Хель

    Ло́ки (Loki) - бог трикстер скандинавской мифологии. Сын ётуна Фарбаути (Farbauti - жестоко разящий) (бога грома и отца огня) и Лаувейи (Laufey -…

  • Гранёный стакан ежедневого ношения

    Гранёный стакан - один из первоочередных предметов в обиходе горожанина. Его следует всегда носить с собой. Даже, и тем более, если вы собрались…

  • Скади

    Турсы (þursar) - великаны скандинавской мифологии. Появились ещё до асов и людей. Олицетворение стихийных природных сил. Высоким ростом обладали…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments